Коррекция арт-терапией: техники и методы
Коррекция психологических проблем с помощью арт терапии — это одно из современных направлений лечения искусством. Какие ее виды, методы и техники бывают, как она проходит, насколько эффективна и с какими состояниями позволяет справиться пойдет речь далее.
Что такое арт-терапия
Арт-терапия – одна из техник помощи в психотерапии, основанная на использовании различных творческих направлений в качестве лечения, как взрослых, так и детей. В узком смысле под курсами арт-терапии понимается коррекция и лечение именно изобразительным искусством.
Термин арт-терапия был введен в начале 40-х годов 20 века британским врачом и художником Адрианом Хиллом, когда он во время лечения от туберкулеза начал рисовать окружающую его природу, и обнаружил, что эти упражнения сильно отвлекает от негативных мыслей о болезни и снижает уровень тревоги.
Показания к упражнениям арт-терапии
Упражнения по арт-терапии подходят широкому кругу лиц, особенно в том случае, когда вербальная терапия невозможна, либо не дает нужного результата.
В первую очередь, творческие занятия показаны людям с психическими расстройствами, так как вербальное продуктивное общение с такими пациентами зачастую не имеет смысла. Также хороший эффект методы арт-терапии дают при занятиях с детьми с особенностями развития, таких как:
- гиперактивность;
- аутизм;
- проблемы речевого развития;
- задержка психического развития;
- развод родителей или их ссоры при ребенке;
- жестокое обращение с детьми.
Клинически здоровым людям методы арт-терапевтические помогают пережить стрессы и депрессивные состояния, проработать детские травмы, снизить уровень тревожности. Людям в преклонном возрасте курсы помогают справиться с заболеваниями нервной системы, способными вызвать слабоумие.
Для детей с нормальным развитием также полезны упражнения арт-терапии. Арт — коррекция раскрывает творческий потенциал, способствует развитию личностных качеств, корректирует навыки межличностного общения со сверстниками, помогает справиться с фобиями.
Цели и задачи курсов
Цель упражнений курсов по арт-терапии заключается в приведении психического и эмоционального состояния пациента в норму через самоисследование и творческое самовыражение. Ценность курсов арт-терапии в том, что человек может невербально выразить свои чувства и эмоции через искусство, при этом, дав клиническому психологу гораздо больше необходимой информации, чем на классической консультации по психотерапии.
Арт-терапия позволяет на символическом уровне выразить различные чувства и переживания. В каждом произведении искусства, созданном во время занятий, отражается душевное состояние человека, проявляется его внутреннее «Я».
Задачи арт-терапии следующие:
• сконцентрировать пациента на собственных чувствах и ощущениях;
• облегчить и ускорить процесс психотерапии и коррекцию психологических расстройств личности;
• вывести пациента на контакт, чтобы выявить психологические проблемы;
• помочь взрослому или ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, избавиться от негатива;
• проработать психологические травмы;
• развить творческие способности;
• повысить самооценку;
• провести коррекцию поведения, сменив неэффективные поведенческие привычки на эффективные.
Виды и методы арт-терапии
В современной арт-терапии существует множество видов и методик занятий, благодаря которым, для каждого человека, нуждающегося в терапии, можно подобрать индивидуальную методику. Коррекцию, которая подходит именно для него. Ниже приведены самые популярные арт-терапевтические методы.
1. Изотерапия – психотерапия с использованием рисунка, раскраски и изобразительного искусства в качестве инструмента познания. Инструменты для рисования могут быть любые: карандаши, пастель, фломастеры и т.д. Метод популярен для оказания психологической помощи детям и подросткам, которые чаще, чем взрослые люди, испытывают трудности с социальной адаптацией.
2. Библиотерапия – лечение с помощью прочтения или других форм работы с литературными произведениями. Как правило, пациент выбирает наиболее значимые фразы из текста, составляет послания, или пишет свои впечатления от прочитанного сюжета.
3. Сказкотерапия. Метод заключается в том, что человеку читают легенду или сказку, а он анализирует её и пересказывает, либо сочиняет собственную сказочную историю. Используется преимущественно при работе с детьми.
4. Музыкотерапия. Для лечения используется музыка: прослушивание произведений, воспроизведение на музыкальных инструментах, сочинение собственных произведений.
5. Танцевальная арт-терапия. Пациент выражает собственные чувства, эмоции, переживания посредством танца. Этот вид терапии считается очень действенным, он повышает самооценку, дает возможность самовыражаться и лучше узнавать себя.
6. Песочная терапия. Во время сеанса арт-терапии используется песок, из которого можно создать фигуры и композиции, также пациент может рисовать и писать на песке. Манипуляции с песком отвлекают от тревожных мыслей и помогают выстроить терапевту с пациентом доверительный диалог.
7. Куклотерапия – лечение при помощи создания куклы своими руками из различных материалов: ткани, ваты, паролона, бумаги, пуговиц, нитей и т.д.
8. Глинотерапия. Обучение лепке из глины позволяет пациенту раскрыться, успокоиться, настроиться на нужный лад, чтобы поделиться с терапевтом своими тревогами и чувствами.
9. Мандалотерапия. В работе используются специальные геометрические фигуры – мандалы, которые можно раскрашивать, рисовать по памяти, шить, плести и т.д.
Также видами арт-терапии можно назвать фототерапию, оригами, вязание крючком, тканетерапию, тестопластику, коллажирование, раскраски, то есть любой творческий процесс, благотворно влияющий на человека.
Средства и техники для проведения арт-терапевтических занятий весьма разнообразны: карандаши, фломастеры, краски, музыка, книги, куклы, ткани, бумага и многие другие. Подходящими для применения могут быть даже предметы из разных материалов и с различными текстурами.
Как проходят занятия
Арт-терапевтические занятия отличаются друг от друга в зависимости от эмоционального и психологического состояния пациента, направления творчества и формы работы. Также работа с детьми отличается от занятий со взрослыми людьми. Если говорить обобщенно, то занятие по арт-терапии делится на несколько частей.
1. Во время вступительной части психотерапевт настраивает пациента на дальнейшее занятие, устанавливает эмоциональный контакт, дает на выбор материалы для дальнейшей творческой работы.
2. Непосредственно творческая часть: создание изделия, рисунка, танец, прослушивание музыкального произведения и т.д.
3. Обсуждение и анализ творческой работы, на основании которого терапевт диагностирует общее состояние пациента и возможные психологические проблемы, с которыми необходимо работать в дальнейшем.
Занятия по арт-терапии происходят в непринужденной, дружеской обстановке. Все действия во время сеанса добровольны, на участника не оказывается давление, он всегда может остановить процесс или попросить о смене техники и вида творческой деятельности.
Сеанс арт-терапии может быть как индивидуальным, так и групповым.
Групповые занятия арт-терапией пользуются большей популярностью в сравнении с индивидуальными, так как несколько участников одновременно могут невербально выражать свои переживания и эмоции, обсуждать результаты творческого процесса с другими участниками терапии. Групповая терапия может быть закрытого формата, когда состав не меняется, и открытого – с возможностью принятия новых членов в группу.
Длительность одного группового сеанса составляет от 1,5 до 3 часов. Как правило, на таких сеансах арт-терапевт выступает в качестве ведущего, который регулирует работу группы, организует план занятия, назначает время и место их проведения. Также он помогает в интерпретации творческих работ клиентов, участвует в обсуждениях, определяет направление дальнейшей работы группы.
Деление на группы ведется с учетом возраста, профессиональной деятельности, половой принадлежности, схожести диагнозов и по различным другим критериям.
Особой популярностью пользуются арт-терапия беременных, детская и семейная арт-терапия.
Упражнения по арт-терапии
1. Каракули. Упражнение подходит для курсов групповой терапии. Каждый из участников, по-очереди сменяя друг друга, рисует хаотично на листе бумаги непрерывные линии. Когда один из них решает, что рисунок готов, начинается совместное обсуждение полученного результата. Каждый высказывается, почему нарисовал именно так, а не иначе, также участники придумывают сюжет для получившегося рисунка. Такое упражнение помогает провести коррекцию внутреннего состояния, раскрыться, улучшить коммуникативные навыки, снять напряжение, почувствовать себя частью команды.
2. Идеальное место. Пациент рисует место (оно может быть реальным или вымышленным), в котором он обретает душевное равновесие и забывает обо всех тревогах. Упражнение помогает обрести уравновешенное, спокойное состояние, подходит для пациентов, недавно переживших потерю или сильный стресс.
3. Осознание. Участники группы лепят из глины собственную копию, а затем разыгрывают различные жизненные ситуации. Во время такой игры человек показывает, как поступает в том, или ином случае, вскрываются проблемы, о которых он боится сказать, или не может их сформулировать.
4. Музыкальное рисование. Во время курса прослушивания музыкальной композиции участники группы выражают свои эмоции и мысли на бумаге. Благодаря упражнению улучшается настроение, пропадает стеснение и скованность.
5. Я все могу. Пациент представляет, что стал обладателем волшебной палочки, и сочиняет сказку о самом себе, то есть рассказывает о своем жизненном пути и трудностях, которые он преодолевал, используя при этом сказочные метафоры. Если это женщина, то она может быть принцессой, если мужчина – рыцарем. Такая техника относится к сказкотерапии.
6. Любимое животное. Участники группы представляют себя в виде животного (его можно нарисовать, слепить, вырезать и т.д), затем происходит групповое обсуждение, почему именно это животное, какие качества в нем нравятся, какие – нет и т.д.
Польза лечения искусством
Курсы занятий арт-терапией приносят огромную пользу, выступая как основным, так и вспомогательным видом лечения. Если рассматривать занятия с детьми и подростками, то одним из главных преимуществ является то, что арт-терапия сочетает в себе и психологию, и медицину, и педагогику. Сочетание разных направлений во время занятия позволяет за более короткий период времени достигнуть желаемых целей в терапии.
Для детей польза арт-терапии также заключается в том, что помимо психологической коррекции, занятия помогают раскрыть в ребенке творческий потенциал, учат его концентрировать внимание, находить контакт со сверстниками, узнавать самого себя.
Взрослым арт-терапия позволяет отвлечься от неприятных мыслей, выплеснуть негативные эмоции, раскрыть творческие способности, выявить причину психологических проблем.