Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать

Раннее сенсорное развитие детей является одной из важнейших задач родителей. Через игру можно научить ребёнка младшего возраста познавать мир и разбираться в своих ощущениях. В этой деятельности может потребоваться консультация специалиста, чтобы подобрать подходящие методики и ускорить развитие малыша. А что надо знать родителям в первую очередь?

Развивающие игры и игрушки для детей

Виды и задачи раннего сенсорного развития детей

Сенсорика отвечает за восприятие форм и ощущений. Познание окружающего мира — это наиглавнейшая деятельность для детей младшей возрастной группы, а задача родителей — принять участие в этом процессе, чтобы оказать помощь в развитии основных навыков.

Сенсорные ощущения подразделяются на следующие категории:

  • визуализация;
  • осязание;
  • обоняние;
  • слух и звуковое восприятие;
  • вкус.

Исходя из этого, у детей вырабатываются понятия о том, что их окружает, и о качественных характеристиках объектов, то есть, их размерах и формах, цветах, запахах, звуках и вкусах.

Главные задачи раннего сенсорного развития детей – упорядочение их представлений об окружающем мире, совершенствование работы органов чувств.

Сенсорика помогает детям младшего возраста научиться грамотно воспринимать различные объекты и явления вокруг себя, осознанно относиться к своим ощущениям, а именно:

  • формировать первичные реакции и чувственные представления;
  • воспринимать сенсорные эталоны, уметь обобщать представления о свойствах предметов;
  • приобрести навыки самостоятельного использования органов чувств для создания единого образа.

Развивающая среда: что на самом деле нужно детям?

Ребенок играет развивающими игрушками

Какими сенсорными навыками должны обладать дети младшего возраста?

Чтобы понять, насколько качественно осуществляется сенсорное развитие ребёнка, необходимо быть внимательным к его навыкам и умениям.

В возрасте 1,5-2 лет дети должны уметь:

  1. Различать 3-4 цвета основного спектра, подбирать цвета по образцу.
  2. Различать величины и понятия «большой, средний, маленький» (необходимо, например, правильно собирать матрешку или пирамидку с кольцами разной величины).
  3. Подобрать к плоской фигуре объёмный аналог.
  4. Рисовать линии и точки.

В возрасте 3-4 лет дети должны иметь следующие навыки:

  1. Различать и называть 6-8 цветов, подбирать их по образцу.
  2. Складывать фигуры относительно их размера (можно тоже использовать пирамидку, но с большим количеством колец).
  3. Собирать единое целое из 4-х частей, например, лёгкий пазл, кубики или разрезанный листок.
  4. Различать и называть плоские и объёмные фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник шар или пирамида.
  5. Рисовать линии с различным расположением их на листе.
  6. Сочинять небольшие рассказы или сказки со связанными действиями и последовательностью событий, что способствует развитию речи и образного мышления.

Если эти основные навыки развиты недостаточно, то необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

А что вы знаете о методике раннего развития Марии Монтессори?

Сенсорное развитие детей

Как развивать раннее сенсорное восприятие детей?

В основе раннего сенсорного развития лежит совместная деятельность родителей и детей младшего возраста. Практика может включать в себя следующие занятия:

  • рисование красками, карандашами и мелками на бумаге и специальных досках;
  • лепка из пластилина;
  • игры с конструктором;
  • чтение сказок и познавательных рассказов.

Специалисты рекомендуют развивать сенсорное восприятие через игру – такая форма легко усваивается детьми младшего возраста. В среднем, эта деятельность должна занимать 7-15 минут в день. Этого времени достаточно, чтобы малыш усвоил необходимые знания, но не переутомился.

Девочка играет развивающими игрушками из дерева

Раннее развитие сенсорики через игру можно проводить различными способами:

  1. В большую ёмкость сложить различные игрушки и попросить ребёнка достать игрушки одного цвета, формы или размера.
  2. Для развития осязания прикасаться к руке ребёнка разными предметами, например, пёрышком, варежкой и пластмассовой игрушкой. Попросить описывать ощущения от каждого прикосновения, а затем попробовать угадать предмет.
  3. Муляжи овощей или фруктов сложить в плотный пакет, после чего ребёнок должен доставать их по одному и на ощупь узнать предмет, описать его форму, цвет и вкус.
  4. С детьми 3-4 лет можно начинать учить буквы и цифры, рисуя очертания и прося угадать их.
  5. Одними из лучших средств для развития ассоциативного мышления считаются пазлы и конструкторы. Ребёнку необходимо показать, как из разных частей собирается картинка или фигурка.
  6. Игра в ассоциации также полезна для раннего сенсорного развития. Малыш должен уметь сопоставить предметы и явления – например, подушка мягкая, а пол твёрдый, зимой холодно, а летом жарко.

Зачем и как надо развивать эмоциональный интеллект детей?

Раннее сенсорное развитие через игру является одним из лучших способов для поддержания нормального психоэмоционального состояния детей младшей возрастной группы. При этом грамотная деятельность родителей и своевременные консультации специалистов закладывают фундамент для их успешного будущего.

Читайте также: нужно ли хвалить детей и как правильно это делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *