Неидеальные родители: хорошо это или плохо для детей
Быть родителями – для многих радость и счастье, однако кто-то опасается неправильно воспитать ребёнка из-за собственной небезупречности. А разве есть в мире стопроцентно совершенные люди? У каждого свои изъяны, недостатки и слабости. И нередко у неидеальных родителей вырастают более здоровые, уверенные и успешные дети, нежели в семьях, где стараются создать атмосферу совершенства во всём и «урезают» даже естественные чувства и эмоции.
Психолог Ирина Млодик специально написала Книгу для неидеальных родителей, чтобы помочь осознать — в воспитании стремление к идеалу в самом себе и, тем более, в ребёнке, может запросто испортить ему жизнь. Вслед за автором, давайте попробуем по-другому взглянуть на знакомые ситуации…
Отношение к ошибкам
Идеальные мама и папа желают видеть постоянные достижения своих детей, не допуская и не принимая поражений. Каждую осечку они воспринимают как катастрофу, из-за чего дети стараются избегать малейших промахов, испытывая при этом волнение и страх не оправдать родительских ожиданий.
Неидеальные родители научат своё чадо не бояться ошибок и выносить из них полезные уроки. В известной книге Ирины Млодик, о которой говорилось выше, подчеркивается, что нельзя запрещать ребенку ошибаться, чтобы не внушить ему ощущение своей тотальной и неисправимой «плохости».
Запреты и ограничения
Часто взрослые уверены в воспитательной силе утверждения: мол, нет слова «не хочу» – есть слово«надо». Это неудивительно, ведь нынешним родителям в своё время эта мысль внушалась старшим поколением. Так и продолжается эта эстафета – неидеальные родители закладывают свои многочисленные требования в сознание детей и подростков, толком не объясняя, зачем и почему – просто потому, что «так надо».
Бывает, что «надо» довлеет над детским «хочу» из-за стремления родителей сделать из своего ребёнка того человека, которым не удалось стать им самим, либо из-за невозможности выйти за рамки воспитательной парадигмы, в которых они выросли.
Что важнее в воспитании — свобода или дисциплина? И как не перепутать насилие с дисциплиной?
Родительская похвала
Каждый родитель умеет критиковать и ругать ребенка, однако далеко не все могут похвалить за старания, проделанную работу или просто без особых причин. Тезис о том, что критика – лучший двигатель прогресса, и она помогает добиваться успеха, пользуется популярностью, но данный подход в корне неверен. Вечная критика, без похвалы и поощрений, делает ребёнка несчастным и неуверенным в себе, взращивает различные комплексы, отравляет радость детства и жизни в целом.
С другой стороны, перехваливать детей тоже нельзя – это чревато негативными последствиями в будущем как для подростков, так и для родителей:
- у одних ребят может развиться самомнение, несоразмерное действительным успехам и достижениям;
- другие становятся заложниками потребности постоянного одобрения и не могут по-настоящему проявить себя, не будучи уверенными в реакции окружающих людей.
Синдром отличника: в чём проблема в дальнейшем для жизни?
Любовь и поддержка без всяких условий
Неидеальные родители любят своего ребёнка и поддерживают его во всех начинаниях, не выставляя при этом условий быть хорошим и «правильным» на каждом шагу. Они не будут настаивать на своём по пустякам, давая возможность совершать ошибки и приобретать житейский опыт. Такие родители с уважением относятся к сыну или дочери и их внутреннему миру, даже если интересы и взгляды на какие-то вещи не совпадают. Как говорит Ирина Млодик в своей книге, важно, чтобы ребёнок получал должное внимание и знал, что его любят просто за то, что он есть. Это особенно необходимо во время такого непростого и кризисного периода, как взросление.
К сожалению, родители часто забывают, что они для малыша – наиважнейшая составляющая огромного и во многом непонятного мира. Важно, чтобы ребёнка любили всегда, вне зависимости от его успехов или ошибок, а также идеальности или неидеальности родителей.
А ещё задача – найти разумный баланс и не окружать чадо многочисленными запретами и правилами, зачастую бессмысленными, тем самым мешая научиться быть активным, любознательным, уверенным в своих силах, оптимистичным и умеющим чего-то добиваться человеком. Резюмируя обзор книги Ирины Млодик, стоит напомнить, что детей больше воспитывают не нотации, требования и упрёки, а повседневный жизненный пример мамы с папой.
Узнайте также, какой вред детям наносит тревожная мать своими излишними переживаниями.