Сенсорное развитие детей: зачем и как развивать
Раннее сенсорное развитие детей является одной из важнейших задач родителей. Через игру можно научить ребёнка младшего возраста познавать мир и разбираться в своих ощущениях. В этой деятельности может потребоваться консультация специалиста, чтобы подобрать подходящие методики и ускорить развитие малыша. А что надо знать родителям в первую очередь?
Виды и задачи раннего сенсорного развития детей
Сенсорика отвечает за восприятие форм и ощущений. Познание окружающего мира — это наиглавнейшая деятельность для детей младшей возрастной группы, а задача родителей — принять участие в этом процессе, чтобы оказать помощь в развитии основных навыков.
Сенсорные ощущения подразделяются на следующие категории:
- визуализация;
- осязание;
- обоняние;
- слух и звуковое восприятие;
- вкус.
Исходя из этого, у детей вырабатываются понятия о том, что их окружает, и о качественных характеристиках объектов, то есть, их размерах и формах, цветах, запахах, звуках и вкусах.
Главные задачи раннего сенсорного развития детей – упорядочение их представлений об окружающем мире, совершенствование работы органов чувств.
Сенсорика помогает детям младшего возраста научиться грамотно воспринимать различные объекты и явления вокруг себя, осознанно относиться к своим ощущениям, а именно:
- формировать первичные реакции и чувственные представления;
- воспринимать сенсорные эталоны, уметь обобщать представления о свойствах предметов;
- приобрести навыки самостоятельного использования органов чувств для создания единого образа.
Развивающая среда: что на самом деле нужно детям?
Какими сенсорными навыками должны обладать дети младшего возраста?
Чтобы понять, насколько качественно осуществляется сенсорное развитие ребёнка, необходимо быть внимательным к его навыкам и умениям.
В возрасте 1,5-2 лет дети должны уметь:
- Различать 3-4 цвета основного спектра, подбирать цвета по образцу.
- Различать величины и понятия «большой, средний, маленький» (необходимо, например, правильно собирать матрешку или пирамидку с кольцами разной величины).
- Подобрать к плоской фигуре объёмный аналог.
- Рисовать линии и точки.
В возрасте 3-4 лет дети должны иметь следующие навыки:
- Различать и называть 6-8 цветов, подбирать их по образцу.
- Складывать фигуры относительно их размера (можно тоже использовать пирамидку, но с большим количеством колец).
- Собирать единое целое из 4-х частей, например, лёгкий пазл, кубики или разрезанный листок.
- Различать и называть плоские и объёмные фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник шар или пирамида.
- Рисовать линии с различным расположением их на листе.
- Сочинять небольшие рассказы или сказки со связанными действиями и последовательностью событий, что способствует развитию речи и образного мышления.
Если эти основные навыки развиты недостаточно, то необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
А что вы знаете о методике раннего развития Марии Монтессори?
Как развивать раннее сенсорное восприятие детей?
В основе раннего сенсорного развития лежит совместная деятельность родителей и детей младшего возраста. Практика может включать в себя следующие занятия:
- рисование красками, карандашами и мелками на бумаге и специальных досках;
- лепка из пластилина;
- игры с конструктором;
- чтение сказок и познавательных рассказов.
Специалисты рекомендуют развивать сенсорное восприятие через игру – такая форма легко усваивается детьми младшего возраста. В среднем, эта деятельность должна занимать 7-15 минут в день. Этого времени достаточно, чтобы малыш усвоил необходимые знания, но не переутомился.
Раннее развитие сенсорики через игру можно проводить различными способами:
- В большую ёмкость сложить различные игрушки и попросить ребёнка достать игрушки одного цвета, формы или размера.
- Для развития осязания прикасаться к руке ребёнка разными предметами, например, пёрышком, варежкой и пластмассовой игрушкой. Попросить описывать ощущения от каждого прикосновения, а затем попробовать угадать предмет.
- Муляжи овощей или фруктов сложить в плотный пакет, после чего ребёнок должен доставать их по одному и на ощупь узнать предмет, описать его форму, цвет и вкус.
- С детьми 3-4 лет можно начинать учить буквы и цифры, рисуя очертания и прося угадать их.
- Одними из лучших средств для развития ассоциативного мышления считаются пазлы и конструкторы. Ребёнку необходимо показать, как из разных частей собирается картинка или фигурка.
- Игра в ассоциации также полезна для раннего сенсорного развития. Малыш должен уметь сопоставить предметы и явления – например, подушка мягкая, а пол твёрдый, зимой холодно, а летом жарко.
Зачем и как надо развивать эмоциональный интеллект детей?
Раннее сенсорное развитие через игру является одним из лучших способов для поддержания нормального психоэмоционального состояния детей младшей возрастной группы. При этом грамотная деятельность родителей и своевременные консультации специалистов закладывают фундамент для их успешного будущего.
Читайте также: нужно ли хвалить детей и как правильно это делать?