Когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс относится к ситуации, связанной с противоречивыми взглядами, убеждениями, идеями, ценностями или поведением. Это вызывает чувство психического дискомфорта, приводящее к изменению одного из взглядов, убеждений или поведения, которое уменьшает дискомфорт и восстанавливает равновесие.
Что означает этот термин простыми словами, в чем заключается суть теории Фестингера, примеры проведенных исследований и как выйти из состояния диссонанса, пойдет речь далее.
Что это простыми словами
Например, когда люди курят (поведение) и знают, что курение вызывает рак (познание), они находятся в состоянии когнитивного диссонанса.
Попадая в состояние диссонанса, человек может оправдать свои поступки или убеждения, даже если они идут вразрез с общепринятыми нормами. Также уже приняв какое-либо решение, индивид может еще долго обдумывать другие варианты разрешения ситуации и, находясь в конфликте с самим собой, жалеть о сделанном выборе.
Когнитивный диссонанс был впервые исследован Леоном Фестингером в результате наблюдений за поведением участников экспериментов.
Теория когнитивного диссонанса Фестингера
Теория Фестингера, разработанная в 1957 году, предполагает, что у нас есть внутреннее стремление сохранять все принципы и схемы поведения в гармонии и избегать дисгармонии. Это известно как принцип когнитивной последовательности.
Когда есть несоответствие между взглядами и поведением, что-то должно измениться, чтобы устранить дискомфорт.
Как работает теория
Обратите внимание, что теория несоответствия не утверждает, что эти способы выхода действительно будут работать. То, что люди, находящиеся в состоянии когнитивного диссонанса, предпримут шаги, чтобы уменьшить степень своего дискомфорта вовсе не означает, что они смогут разрешить внутренний конфликт.
Теория была широко раскрыта в ряде экспериментов. Это помогло подробно развить основную идею и выявить различные факторы, которые могут быть важны для изменения отношения к ситуации.
Проводимые исследования и эксперименты
Все исследования можно разделить на три основные области:
1. Поведение принудительного соблюдения.
2. Принятия решений.
3. Приложение усилий.
Мы рассмотрим основные выводы, которые были получены в каждой области.
Пример принудительного соблюдение поведения
Когда кто-то вынужден делать (публично) то, чего он (в частном порядке) действительно не хочет, возникает диссонанс между его познанием (я не хотел этого делать) и его поведением (я это делал).
Принудительное соблюдение происходит, когда человек выполняет то, что не соответствует его убеждениям. Поведение не может быть изменено, так как оно уже использовалось, поэтому необходимо уменьшить противоречие, пересмотрев отношение к своим поступкам. Этот прогноз был проверен экспериментально в когнитивно-диссонансном эксперименте «Повороты колышков».
Пример 1
В интригующем тесте, состоявшемся в 1959 году, ученые Фестингер и Карлсмит попросили участников выполнить ряд заданий. Одним из них было поворачивать колышки на доске в течение часа. Как вы можете себе представить, отношение участников к этой задаче было крайне негативным.
Цель | Фестингер и Карлсмит в 1959 году проверяли, приведет ли создание людей к выполнению задачи, создаст ли когнитивный диссонанс через поведение принудительного соблюдения. |
Метод | В своем лабораторном эксперименте они исследовали 71 ученика мужского пола в качестве участников для выполнения ряда заданий (таких, как вращение колышков на доске в течение часа). Затем им платили либо 1, либо 20 долларов, чтобы он мог сообщить ожидающему участнику, что задачи действительно интересны. Почти все участники согласились пройти в зал ожидания и объявили, что эксперимент будет увлекательным. |
Результаты | Когда участников попросили оценить эксперимент, участники, которым заплатили всего 1 доллар, оценили утомительное задание как более увлекательное и приятное, чем участники, которым заплатили 20 долларов за ложь. |
Вывод | Оплата всего 1 доллара является стимулом для лжи, поэтому у тех, кому заплатили 1 доллар, возникает диссонанс. Его можно было преодолеть, только поверив, что задачи были действительно интересными и приятными. 20 долларов дают повод для поворота колышков, поэтому диссонанса нет. |
Пример принятия решения
Жизнь полна решений, а решения, как правило, вызывают дисгармонию. Предположим, что вам нужно было решить, соглашаться ли на работу в другом конце страны или нет, и быть рядом со своими друзьями и семьей. В любом случае, вы испытаете диссонанс. Если бы вы согласились на работу, то скучали по близким. Если бы отказались от работы — жалели о потерянной возможности.
Обе альтернативы имеют свои плюсы и минусы. Проблема заключается в том, что решение исключает возможность того, что вы можете пользоваться преимуществами невыбранной альтернативы. В то же время уверяет вас, что вы должны принять недостатки выбранной альтернативы.
У людей есть несколько способов уменьшить несоответсвие, который является результатом принятия решения. Одна вещь, которую они могут сделать, это изменить поведение. Как отмечалось ранее, это бывает очень сложно, поэтому люди используют различные умственные маневры. Распространенным способом уменьшения диссонанса является повышение привлекательности выбранной альтернативы и снижение привлекательности отклоненной альтернативы. Это называется «раздвигать альтернативы».
Пример 2
Брем в 1956 году был первым, кто изучал связь между дисгармонией и принятием решений.
Цель | Изучение этапа принятие решения |
Метод | Участницам сообщили, что они помогут в исследовании, финансируемом несколькими производителями. Участники также имели право получить один из продуктов в конце эксперимента, чтобы компенсировать свое время и усилия. Затем женщины оценили желательность восьми товаров для дома, цена которых варьировалась от 15 до 30 долларов. Продукты включали автоматическую кофеварку, электрический сэндвич-гриль, автоматический тостер и портативное радио. Участникам контрольной группы просто давали один из продуктов. Поскольку эти участники не приняли решение, у них не было диссонанса для снижения. |
Результаты | Люди в группе с низким уровнем диссонанса выбирали между желаемым продуктом и оценкой на 3 балла ниже по 8-балльной шкале. Участники в состоянии высокого диссонанса выбирали между крайне желательным продуктом и одним оцениваемым на 1 балл ниже по 8-балльной шкале. После прочтения отчетов о различных продуктах, люди снова оценили продукты. |
Выводы | Участники в состоянии высокого диссонанса помимо альтернатив больше, чем участники в двух других условиях. Другими словами, они были более склонны, чем участники других условий, повышать привлекательность альтернативы и уменьшать привлекательность невыбранной альтернативы. |
Пример усилия
Мы ценим больше цели, для достижения которых потребовались значительные усилия. Вероятно, это связано с тем, что диссонанс возник бы, если бы мы приложили большие усилия для достижения чего-то, а затем оценили его негативно. Конечно, мы могли бы потратить годы усилий на то, чтобы достичь чего-то, что было бы чепухой. А затем, во избежание возникающего диссонанса, попытаться предположить, что мы действительно не потратили годы усилий, или то, что усилия были действительно очень приятными, или, что это затрачено не очень много усилий.
На самом деле нам легче убеждать себя в том, что тяжело достигнутый результат наиболее ценен, чем тот, что досталось с меньшими усилиями. Этот метод уменьшения диссонанса известен как оправдание усилий.
Если мы прилагаем усилия к выполнению задачи, а она заканчивается неудачей, мы испытываем диссонанс. Чтобы уменьшить этот диссонанс, мы мотивированы, чтобы думать, что задача оказалась удачной.
Пример 3
Исследования Аронсона и Миллса, проведенные в 1959 году демонстрирует основную идею.
Цель | Выявить связь между диссонансом и усилием. |
Метод | Студентки вызвались принять участие в дискуссии по психологии секса. В состоянии «легкого смущения» участники читают мужской аудитории список слов, связанных с полом, таких как «девственница» и «проститутка». В состоянии «серьезного смущения» им приходилось читать вслух нецензурные слова и очень откровенный сексуальный отрывок. В контрольном состоянии они пошли прямо в основное исследование. Затем в любых условиях они услышали дискуссию о сексе у низших животных. Их попросили оценить, насколько интересно они нашли обсуждение и насколько интересно они нашли людей, вовлеченных в него. |
Результаты | Участники в состоянии «тяжелое смущение» дали самый положительный рейтинг. |
Вывод | Если у вас есть опыт, который является дорогостоящим, диссонанс уменьшается. Это помогает оправдать приложенные усилия. |
Выводы из проведенных исследований
Было проведено большое количество исследований когнитивного дисбаланса, что дало некоторые интересные и иногда неожиданные результаты. Это теория показывает, что мы стремимся к согласованности убеждений и поведения и не можем использовать очень рациональные методы для ее достижения.
Тем не менее, существует проблема с научной точки зрения, потому что мы не можем физически ощутить когнитивный диссонанс, и поэтому не можем объективно его измерить. Получается, что термин «когнитивный диссонанс» достаточно субъективен.
Существует также некоторая двусмысленность (то есть неопределенность) в отношении самого термина «диссонанс». Это восприятие (как предполагает «когнитивное»), или чувство, или чувство о восприятии? Пересмотр Аронсоном идеи диссонанса как несоответствия между самооценкой человека и познанием его поведения наводит на мысль, что диссонанс — это не более чем чувство вины.
Как выйти из состояния когнитивного диссонанса
Диссонанс можно уменьшить одним из четырех способов.
- Изменить подход, поведение или убеждение. Это поможет сделать отношения между этими элементами согласными. Когда один из диссонирующих элементов является поведением, индивид может изменить его. Однако такой способ снижения диссонанса часто представляет проблему, поскольку людям трудно изменить хорошо изученные поведенческие реакции (например, бросить курить).
- Получить новую информацию, которая перевешивает диссонирующие убеждения. Например, факт, что курение вызывает рак легких, вызывает диссонанс, если человек курит. Однако новая информация, такая как «исследования не доказали, что курение вызывает рак легких», может уменьшить диссонанс.
- Уменьшить важность познаний (то есть убеждений, отношений). Человек может убедить себя, что лучше «жить сегодняшним днем», чем «экономить на завтра». Другими словами, он мог сказать себе, что пускай, прожита короткая жизнь, но она была наполнена удовольствиями. Таким образом, он уменьшил бы важность диссонирующего познания (курение вредно для здоровья).
- Избирательно относиться к новой информации. Такая модель поведения сводится к тому, что полученные факты, которые не устраивают индивида, он поддает сомнению или пропускает мимо внимания. А «выгодные» для себя сведения быстро принимает и не требует доказательств.
Объективность экспериментов, проведенных авторами теории
Существуют также индивидуальные различия в том, действуют ли люди так, как предсказывает эта теория. Сильно взволнованные люди, более вероятно, сделают это. Многие люди, похоже, способны справиться со значительным несоотвтствием и не ведут себя предсказуемо.
Наконец, многие исследования, подтверждающие теорию когнитивного диссонанса, имеют низкую обоснованность. Например, поворот колышков (как в эксперименте Фестингера) — это искусственная задача, которая не происходит в повседневной жизни. Кроме того, большинство экспериментов использовали студентов в качестве участников, которые поднимают вопросы предвзятого образца. Можем ли мы обобщить результаты таких экспериментов?
Литература по теме
· Aronson E. & Mills, J. (1959). Влияние серьезности инициации на группу. Журнал аномальной и социальной психологии, 59 (2), 177.
· Брем, J. W. (1956). Пост-решение изменений в желательности альтернатив. Журнал аномальной и социальной психологии, 52 (3), 384.
· Фестингер Л. (1957). Теория КД. Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета.
· Фестингер Л. (1959). Некоторые поведенческие последствия вынужденных решений. Acta Psychologica, 15, 389-390.
· Фестингер Л. (Ред.). (1964). Конфликт, решение и диссонанс (Том 3). Издательство Стэнфордского университета.
· Фестингер Л. и Карлсмит Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного соблюдения. Журнал аномальной и социальной психологии, 58 (2), 203.