Психология

Экологично и разумно: осознанное потребление как тренд

В конце 20 века стало очевидно, что потреблением управляют с помощью рекламы и моды. Стремление больше производить и продавать привело к небывалому замусориванию планеты и резкому росту затрат природных ресурсов.

Как ответ на рекламное давление, манипуляцию сознанием и проблемы экологии возник тренд обдуманного, или осознанного потребления. Оно ориентируется на здоровое отношение к покупкам, основанное на ответственности за окружающую среду и желание разумно тратить свои деньги.

Осознанное потребление продуктов, одежды, вещей предполагает культуру минимализма. Это значит отказ от лишних товаров, которые не являются жизненно необходимыми и без которых вполне можно обойтись.

Против упаковки

Современные синтетические материалы не разлагаются биологически. Полиэтиленовая упаковка, поролон, пакеты и пластиковые бутылки образуют огромные свалки. Они загрязняют океан, становясь причиной гибели морских животных. Каждую минуту в океан выбрасывается около 15 тонн пластика.

Но раньше мы обходились без полиэтилена. Его потребление нам навязано. Кому сейчас за 40, возможно помнят, как покупали сметану в свою стеклянную банку, а молоко и квас в бидон.

Лимонад покупали, обменивая пустые бутылки на полные. Сливочное масло брали вразвес, заворачивая кусок в бумагу.

Неравнодушные к природе люди стремятся минимизировать приобретение упаковки. Они:

Стремление к осознанному потреблению и сокращению отходов выражено в популярной концепции Zero waste (ноль отходов). Её придерживаются крупные корпорации и отдельные граждане. Особо идейные последователи достигают фантастически малого объёма мусора, в пределах 1 – 2 литров за год.

Крайности всегда впечатляют, но и без фанатизма каждый может сократить потребление синтетики, удушающей планету.

Узнайте ТОП 20 бесполезных расходов и вещей от которых можно с легкостью отказаться.

Гардероб

Негативные стороны современной экономики, – перепроизводство и стремление к прибыли любой ценой, приводят к следующим последствиям:

В отношении одежды и обуви сторонники осознанного потребления руководствуются принципами:

Реклама провоцирует людей на импульсивный шопинг, ради быстрого удовольствия. В результате многие вещи оказываются ненужным приобретением.

Люди противостоят избыточному потреблению интуитивно или организованно. Например, на Западе распространено движение no-buy. Его последователи обязуются не покупать новую одежду и косметику, как минимум год.

Как избавиться от любой привычки за 21 день и заменить ее на полезную.

Экология интерьера

В домашней обстановке идеи сдержанного потребления выражаются в эстетике минимализма. Это не отдельный стиль, а принцип, вошедший в разные современные стили.

Согласно принципам минимализма уют создаётся:

Минималисты исходят из предпосылки, что обилие вещей ограничивает свободу их владельца. Многие предметы в наших домах действительно лежат мёртвым грузом. Было бы лучше, если б остались только необходимые и приносящие приятные чувства.

Основная идея минимализма – простота. По выражению Доминик Лоро, автора книги «Искусство жить просто», простота – это совершенный союз красоты с практичностью и востребованностью.

Таким образом, осознанное потребление – это часть вдумчивого, осознанного образа жизни. Это интеллектуализация потребительской культуры в ответ на манипуляции маркетологов.

Вместе с культурой slow life (неторопливая жизнь) этот тренд противостоит втягиванию человека в общество потребления с его изнуряющим стремлением к накоплению и престижу, а также безответственным отношением к природе.