Содержание
В конце 20 века стало очевидно, что потреблением управляют с помощью рекламы и моды. Стремление больше производить и продавать привело к небывалому замусориванию планеты и резкому росту затрат природных ресурсов.
Как ответ на рекламное давление, манипуляцию сознанием и проблемы экологии возник тренд обдуманного, или осознанного потребления. Оно ориентируется на здоровое отношение к покупкам, основанное на ответственности за окружающую среду и желание разумно тратить свои деньги.
Осознанное потребление продуктов, одежды, вещей предполагает культуру минимализма. Это значит отказ от лишних товаров, которые не являются жизненно необходимыми и без которых вполне можно обойтись.
Против упаковки
Современные синтетические материалы не разлагаются биологически. Полиэтиленовая упаковка, поролон, пакеты и пластиковые бутылки образуют огромные свалки. Они загрязняют океан, становясь причиной гибели морских животных. Каждую минуту в океан выбрасывается около 15 тонн пластика.
Но раньше мы обходились без полиэтилена. Его потребление нам навязано. Кому сейчас за 40, возможно помнят, как покупали сметану в свою стеклянную банку, а молоко и квас в бидон.
Лимонад покупали, обменивая пустые бутылки на полные. Сливочное масло брали вразвес, заворачивая кусок в бумагу.
Неравнодушные к природе люди стремятся минимизировать приобретение упаковки. Они:
- пользуются многоразовыми бутылками для воды;
- не покупают каждый раз пакет в магазине, отказываются от мелких пакетиков для каждого товара;
- на пикник берут обычную, а не одноразовую посуду;
- по возможности выбирают нефасованные продукты, а также продукты в более объёмной таре;
- используют пакеты многократно, предпочитают тканевые сумки;
- сортируют мусор;
- берут продуктов столько, чтоб они не портились, и их не приходилось выбрасывать.
Стремление к осознанному потреблению и сокращению отходов выражено в популярной концепции Zero waste (ноль отходов). Её придерживаются крупные корпорации и отдельные граждане. Особо идейные последователи достигают фантастически малого объёма мусора, в пределах 1 – 2 литров за год.
Крайности всегда впечатляют, но и без фанатизма каждый может сократить потребление синтетики, удушающей планету.
Узнайте ТОП 20 бесполезных расходов и вещей от которых можно с легкостью отказаться.
Гардероб
Негативные стороны современной экономики, – перепроизводство и стремление к прибыли любой ценой, приводят к следующим последствиям:
- нераспроданные вещи сжигаются и выбрасываются;
- в производстве используется низкооплачиваемый труд в тяжёлых условиях (страны Юго-Восточной Азии);
- истощаются запасы пресной воды (по данным Greenpeace на одну футболку уходит 2700 л);
- одежда из дешёвых материалов быстро теряет вид.
В отношении одежды и обуви сторонники осознанного потребления руководствуются принципами:
- покупать более качественные, долговечные вещи;
- ненужную одежду не выбрасывать, а отдавать;
- покупать обдуманно, не ради эмоций.
Реклама провоцирует людей на импульсивный шопинг, ради быстрого удовольствия. В результате многие вещи оказываются ненужным приобретением.
Люди противостоят избыточному потреблению интуитивно или организованно. Например, на Западе распространено движение no-buy. Его последователи обязуются не покупать новую одежду и косметику, как минимум год.
Как избавиться от любой привычки за 21 день и заменить ее на полезную.
Экология интерьера
В домашней обстановке идеи сдержанного потребления выражаются в эстетике минимализма. Это не отдельный стиль, а принцип, вошедший в разные современные стили.
Согласно принципам минимализма уют создаётся:
- функциональной обстановкой;
- минимумом отвлекающих факторов;
- обилием света и пространства;
- чистотой и свежим воздухом;
- отсутствием ненужных вещей.
Минималисты исходят из предпосылки, что обилие вещей ограничивает свободу их владельца. Многие предметы в наших домах действительно лежат мёртвым грузом. Было бы лучше, если б остались только необходимые и приносящие приятные чувства.
Основная идея минимализма – простота. По выражению Доминик Лоро, автора книги «Искусство жить просто», простота – это совершенный союз красоты с практичностью и востребованностью.
Таким образом, осознанное потребление – это часть вдумчивого, осознанного образа жизни. Это интеллектуализация потребительской культуры в ответ на манипуляции маркетологов.
Вместе с культурой slow life (неторопливая жизнь) этот тренд противостоит втягиванию человека в общество потребления с его изнуряющим стремлением к накоплению и престижу, а также безответственным отношением к природе.