Содержание
Неспособность к чтению, освоению техники сочетания и восприятия буквенных символов – не выдуманная болезнь, и называется она дислексия. Ее возникновение связано с неврологическими расстройством головного мозга. Недуг формируется на генетическом уровне и передается по наследству. Такое отклонение часто вызывает множество проблем у детей и младших школьников, когда происходит обучение основам чтения.
Симптомы дислексии
Проблемы, вызванные дислексией, могут нанести урон не только физическому здоровью человека, но и его психологическому состоянию. Насмешки, неуверенность в себе и чувство постоянной тревоги становятся поводом для возникновения депрессии и различных отклонений. Чтобы как можно раньше прийти на помощь ребенку, начать проводить коррекцию его развития и бороться с болезнью, необходимо знать симптомы:
- плохо развитая мелкая моторика;
- легкое косоглазие, частое моргание и покраснение глаз;
- нарушение кратковременной памяти;
- повышенная утомляемость;
- сложности в написании букв, в чтении, полный отказ выполнять подобные упражнения;
- отставание в развитии речи, по сравнению с ровесниками;
- пропуск или искажение знаков, слогов, слов в процессе чтения или отображения на бумаге;
- возникновения чувства потери ориентации, запутанность во времени суток, часах и цифрах;
- забывчивость и рассеянность;
- при работе с книгой ребенок закрывает один глаз, держит ее слишком близко или далеко от себя.
Проявление хотя бы одного из этих симптомов должно вызвать настороженность и пристальное внимание к поведению ребенка. Порою у детей с диагнозом «дислексия» возникает замкнутость в себе, они скрывают свои отклонения от взрослых.
Бывает, что детей нужно показать психологу и по другим причинам. Какие признаки говорят об этом, узнайте здесь.
Диагностика
Самостоятельно распознать отклонения в развитии мозга ребенка достаточно легко. Дети, страдающие дислексией, как правило, начинают говорить позже сверстников – их речь запутана, а выражение мыслей и желаний сильно затруднено. Став постарше, при знакомстве с азбукой дислексики путают схожие по написанию буквы – «В» и «З», «Ш» и «Щ», «Д» и «Л». Что дает детям чтение, узнайте здесь.
Врачи-дефектологи, неврологи, психоневрологи помогут разобраться в особенностях течения болезни. С больным проводится ряд бесед, предлагается выполнить различные специализированные упражнения, позволяющие оценить уровень активности мозга при занятиях умственной деятельностью. Но так как дислексия – весьма сложная по своей сути болезнь, 100% гарантии по избавлению от нее не дает ни один профессионал в области медицины.
Таблеток и прочих медикаментов, решающих проблему «путаницы в словах, звуках и буквах», увы, не существует. Мозг – одна из самых сложных для изучения частей человеческого организма, поэтому зарождающиеся в нем болезни не имеют точной схемы лечения, а в данном случае речь идет лишь о коррекции. В некоторых случаях дислексия остается с человеком на протяжении всей жизни.
Как научить ребенка учиться, читайте здесь.
Классификация и коррекция дислексии
В зависимости от степени выраженности симптомов, дислексия подразделяется на несколько видов. Основными являются генетическая и приобретенная болезни, но их дополняют следующие:
- поверхностная – такой подвид дислексии не имеет значительного влияние на здоровье и способности человека, но в некоторых случаях у детей возникают сложности с быстрым прочтением слов, особенно если в них большое количество букв;
- фонологическая – читая, детям сложно озвучить длинные, малознакомые слова, осознание смысла стоящих подряд букв вызывает серьезные затруднения и ступор;
- глубокая – самый сложный и серьезный вид заболевания, при которой ребенок совсем не может читать и писать, также отмечаются сложности с речью, выражением мыслей вслух и оформлением их в предложения.
При выявлении поверхностной и фонологической дислексии возможна коррекция, для этого потребуется работа узконаправленных специалистов-неврологов. Тренировка памяти, регулярные упражнения в чтении и правописании позволяют свести к минимуму симптомы болезни у детей и поддерживать степень активности мозга на приемлемом уровне. Если дислексия глубокая, то коррекции и регулировке она, к сожалению, не поддается.
Дислексия – проблема, требующая особенного подхода к воспитанию и обучению младших детей и школьников. Раннее выявление симптомов, тщательно подобранные медицинские специалисты и неустанное внимание и терпение родителей помогут вести борьбу с этой сложной болезнью.
Как научить ребенка осознанно читать и пересказывать, а также советы психологов, как его мотивировать на учебу, узнайте здесь.