Психология

Развивающая среда: что на самом деле нужно детям

В жизненном пространстве каждого ребенка необходимо организовать развивающую среду, которая будет действовать по методу самоорганизации и саморазвития. Как создать эту своеобразную домашнюю школу? Надо постараться увидеть мир детскими глазами. Недостаточно окружить малыша развивающими игрушками – важно продумать каждый его шаг и расположить в пределах доступности предметы, пробуждающие интерес и отвечающие требованиям безопасности.

Развивающая среда: соответствие доступных предметов возрасту ребенка

Свободно перемещаться малыши начинают с двухлетнего возраста, когда их рост достигает 1/5 от роста взрослого человека. Стандартная мебель и обиходные вещи кажутся маленькому человеку огромными – обычный стул и стеллажи с полками выглядят для него какими-то высотными конструкциями. Это означает, что функциональное пространство жилья надо обеспечить и оборудованием, которое будет иметь удобные для ребенка размеры. Где же важно создать комфортные малышовые зоны?

Детская

Эту комнату следует максимально приспособить к возрасту и росту ребенка: маленькие кроватка и столик, зеркало на уровне детских глаз, невысокий шкаф. Конечно, нужен и уголок с принадлежностями для творчества, развивающими и другими игрушками. Как играть, ребенка тоже надо учить.

Кухня

Здесь необходим подходящий по высоте столик для приема пищи. В остальное время на нем могут стоять фрукты и напитки, чтобы малыш сумел взять их самостоятельно. Кроме того, в кухне стоит создать хоз-уголок юного помощника и держать там маленький совок с веником, ветошь для уборки.

Ванная

Для умывания и мытья рук понадобится устойчивая подставка, позволяющая доставать до раковины и полки с детскими туалетными принадлежностями. Унитаз необходимо оборудовать специальным сиденьем, удобным ребенку по размеру.

Прихожая

Малыш с ранних пор должен учиться самостоятельно одеваться и обуваться. Значит, в развивающей среде этого помещения необходимо создать элементарные условия, чтобы он дотягивался до крючков со своей одеждой и полки для обуви, а также имел возможность присесть на маленький пуфик или иное место для переобувания.

Знаком ли вам метод раннего развития Марии Монтессори?

Развивающая среда: не нужно ничего лишнего

Захламленное пространство представляет для ребенка непостижимый хаос, что не способствует развитию интуитивного мышления. Гораздо легче ориентироваться среди ограниченного числа предметов, чтобы изучить каждый из них и понять назначение.

Поэтому желательно, чтобы малыша окружали вещи, которые будут для него актуальны в обозримом будущем. Лишние предметы, не несущие смысловой нагрузки, но отвлекающие внимание, пусть находятся вне поля зрения или в других помещениях.

Все, что способствует самостоятельному развитию, следует размещать так, чтобы маленький исследователь смог рассмотреть, достать, взять в руки.

5 простых вещей, которые помогут стать лучшей мамой на свете.

Развивающая среда: чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи

Пространство, окружающее ребенка, надо всегда рассматривать, как развивающую среду, и стараться создать там все условия, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи, умеющим что-то делать самостоятельно и приносить пользу наравне с остальными. Доступные вещи должны помогать выполнять ряд обязанностей, к которым малыша следует приучать с раннего возраста.

Кроме того, в пределах досягаемости необходимо располагать все, что позволяет развивать логическое мышление и творческие способности.

Создать у себя дома школу развития для малыша не так уж сложно – вышеописанные методы можно применить в любой семье с поправкой на жилищные условия и наличие других детей. Главное, учить ребенка ориентироваться в огромном мире доступными для его понимания способами, с помощью соразмерных его росту и возрасту предметов.

Читайте также: как говорить, чтобы дети слушали, и к чему ведет родительская гиперопека?