Содержание
«Эмоциональный интеллект» – этот словосочетание мы слышим все чаще. Психологи и воспитатели говорят о том, что нужно его развивать у детей, но как делать то, о чем не знаешь? Родители – это первые и главные учителя ребенка. Поэтому им важно понимать, что такое эмоциональный интеллект, как его развить, и почему надо начинать уже с дошкольного возраста.
Что такое EQ и почему он важнее IQ
Эмоциональный интеллект — это способность правильно понимать личные и чужие чувства, эмоции, умение правильно на них реагировать. Чтобы развить у ребенка положительное мышление, которое станет основой его будущего успеха и счастливой жизни, следует не забывать о важности EQ.
Дети, а иногда и взрослые, когда злятся или расстраиваются, не знают, что делать со своими эмоциями, как правильно себя вести. Предыдущие поколения не особо заботились о психоэмоциональном состоянии ребенка. Для родителей было важнее, чтобы он рос умным и здоровым. Поэтому стремились, в основном, к высокому IQ, не обращая внимания на эмоции.
Практика показала: чтобы добиться успеха, быть счастливым, не обязательно обладать высоким интеллектом. Знания никогда не помешают, но эмоциональное равновесие и умение взаимодействовать с другими членами общества оказались важнее.
Поэтому все мы не раз слышали истории о том, как отличник Петя работает за копейки на нелюбимой работе и страдает от одиночества, а двоечник Вася успешен, имеет семью, детей, и не собирается останавливаться на достигнутом. В этом велика заслуга эмоционального интеллекта.
Обычно дети, не очень хорошо учащиеся в школе, более приспособлены к жизни. С самых юных лет им приходится «выкручиваться» перед учителями, чтобы не схлопотать двойку, и перед родителями за каждое замечание в дневнике. Дети с высоко развитым EQ достигают бОльших высот в жизни.
Ребенок отличник — это хорошо или плохо для дальнейшей жизни?
Как развить эмоциональный интеллект у ребенка в дошкольный период
Что такое EQ и «с чем его едят», понятно, теперь нужно запастись инструментами, которые помогут развить в ребенке дошкольного возраста способность к управлению своими чувствами и пониманию чужих. В этом помогут:
- СКАЗКИ. Большинство из них носят поучительный характер. Ребенку надо объяснять, почему герои испытали те или иные чувства, показать, как они с этим справлялись. Сказки с малых лет учат детей сопереживать, ставить себя на место другого человека, понимать чужие поступки. В реальной жизни эти умения очень пригодятся. Узнайте, как воспитать доброго ребенка, не сделав из него мямлю.
- ИГРЫ. По сравнению со сказками, это практическая часть. Если, слушая сказки, ребенок только анализирует, то в играх он учится применять свои знания на практике. Для этого полезны разные ролевки, например, игра в доктора, в магазин или парикмахерскую.
- АРТ-ТЕРАПИЯ. Творчество помогает раскрепоститься, выразить свои эмоции, о которых сложно или не хочется говорить. Можно попросить ребенка изобразить то, что он чувствует у себя внутри, затем задать вопросы, проанализировать вместе с ним. Для расшифровки детских рисунков можно обращаться к специалистам – педагогам или психологам.
- СТОРИТЕЛЛИНГ. Сочиняем сказки сами – это даже интереснее, чем чтение. Замечательный способ развить у ребенка дошкольного возраста воображение и умение управлять вниманием и чувствами зрителя/слушателя. Дополнительным бонусом для родителей станет то, что в придуманной истории ребенок так или иначе выскажет свои переживания.
Узнайте о методике раннего развития Марии Монтессори.
Личный пример взрослых
И еще один действенный «инструмент». Честность и открытость в общении – это ежедневная практика, которая должна стать нормой в семье. Не нужно стесняться своих эмоций и скрывать их от ребенка – пусть у него уже в дошкольном периоде сформируется понимание, что чувства есть у всех людей, и поэтому они нуждаются в поддержке или сопереживании.
За эмоциональное состояние детей в ответе взрослые: что делать с истерикой и агрессией?
Вот такие простые способы помогут развить эмоциональный интеллект ребенка. Необходимо сделать этот процесс непрекращающимся. Общаясь с ребенком каждый день, родители с самого раннего дошкольного возраста участвуют в формировании у него различных человеческих качеств, поэтому важнейшая задача — чтобы это общение было максимально плодотворным, полезным для малыша и его будущего.
Читайте также: почему нужно растить ребенка оптимистом и как уберечь его от цифрового слабоумия?