Психология

Как научить ребенка осознанно читать и пересказывать

Основная часть детей к началу учебы в школе технически способны читать. Но не каждый будущий школьник может размышлять над сюжетом, запоминать и пересказывать историю. Существуют действенные способы занятия с малышом для обучения осознанному чтению. Узнайте, как научить ребенка внимательно читать, запоминать сюжет и пересказывать.

Причина неудач в чтении и пересказе

Стандартная фраза, которую озвучивают родители, когда малыш не может вникнуть в смысл прочитанного, звучит как «прочитай внимательно ещё раз». Но беда в том, что замечание взрослых заставляет детей нервничать и читать более невнимательно. Создаётся впечатление, что ребенок читает непонятный ему набор букв.

Мозг работает таким образом, что тот концентрируется исключительно на корректном произношении звуков, а смысл остаётся позади. Как итог, неспособность собрать пазл рассказала в единую картину и невозможность пересказа прочитанного. Задача родителей — переключить автоматическое прочтение на вовлеченное. Только в этом случает ребенок научится не только читать, но и будет понимать о чем и сможет пересказывать во всех подробностях. Как научить ребенка учиться.

Как читать, чтобы лучше пересказывать

Чтение бывает разное.

  1. Первый вид — просмотровый. Он даёт общее понимание картины.
  2. Ознакомительный тип прочтения устанавливает ребенку задачу понять прочтённое.
  3. Третий вид — изучающее чтение, оно предоставляет возможность подробного анализа сюжета.

В момент, когда ребенок переходит на второй и третий вид работы с рассказом, необходимо задействовать специальные приемы. Они помогут вникнуть в суть прочитанного и пересказать дальнейшем. Проработка приемов имеет сильное влияние на способ обучения и мышления будущего школьника.

Как привить ребенку любовь к чтению, узнайте здесь.

Начало работы с текстом

Существует два способа взаимодействия с информацией.

  1. Традиционный способ. Он подразумевает классических ход работы, применяемый в школах. Ребенок читает текст. Дальше следует ответить на вопросы. Выделить основную мысль. Придумать подходящий заголовок, подчеркнуть и подумать над значениями незнакомых слов.
  2. Современный способ. Данная методика помогает научить проникать в смысл проблемы, скрытой в тексте. Современный способ научитт школьника рассуждать логически и подмечать незаметные на первый взгляд детали в тексте. Ребенок сможет отделать существенную и несущественную часть информации, а также соотносить ситуации из повествования с реальными историями из собственной жизни.

Как показывает практика, второй способ чтения позволяет ребенку лучше пересказывать прочитанный материал. Чем раньше ребенок научится читать тем быстрее он начнет подробно пересказывать сюжет.

Обучающие приемы

Применяя некоторые хитрости во время чтения, родители смогут научить малыша осознавать прочитанное и с лёгкостью пересказывать.

Для начала можно изменить детали в сюжете. К примеру, взрослый попросит поразмышлять ребенка, что случится, если Винни-Пух решит взять лестницу, а не лететь на шаре к пчёлам. Пускай ребенок проговорит историю с новым финалом.

Сюжет можно создать по принципу пазла. Для этого необходимо распечатать рассказ и разрезать его на пару частей. Читающий должен соединить смысловые кусочки. Таким образом можно убрать одну из частей информации и попросить ребенка додумать недостающую часть.

Затем родитель предлагает сократить информацию таким образом, чтобы смысл сохранился. Лишние слова, так называемую «воду», необходимо вычёркивать прямо на листе. Такую информацию легче пересказать.

Важно научить читающего составлять дневник прочитанного с помощью ключевых слов. Они будут связывать текст и не дадут забыть прочитанное. В дальнейшем их можно будет использовать в качестве подсказки для пересказа. С помощью ключевых слов появляется возможность составить новый рассказ.

Работа с информацией и умение пересказывать требуют комплексного подхода. Необходимо развивать логику и любознательность у малыша. Но с помощью нехитрых приемов родители сумеют помочь отпрыску добиться успехов в осознанном чтении.