Психология

Как распознать школьный невроз у ребенка

Современные школьники нередко воспитываются в «тепличных» условиях, в окружении комфорта и достатка. Многие с малых лет привыкают, что любые их желания удовлетворяются быстро и без особых усилий. Тем не менее, дети и младшего, и старшего возраста часто страдают от школьного невроза, предпосылками которого является целый ряд причин.

Это серьезное расстройство проявляется в манере поведения, а также в реакции на действия окружающих и другие события. Запущенная форма нервно-психической патологии нуждается в серьезном лечении. Поэтому необходимо прибегать к профилактике школьного невроза при первых же признаках эмоциональной нестабильности.

Причины возникновения школьного невроза

Одной из наиболее значимых причин становится ранний старт, когда дети погружаются в школьный распорядок дня, не достигнув как физической, так и психологической готовности. При этом, высокие нагрузки бывают заданы вовсе не требованиями школьной программы – эту планку для своих детей поднимают сами родители.

Как следствие, уже с младших классов ребенок не имеет возможности нормально отдыхать. Ведь юное сознание не в состоянии рационально распределять свои силы, не обладает навыками быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Постоянная необходимость выдавать высокий результат и отсутствие полноценного отдыха – это причины систематического перенапряжения и длительного стресса.

Ребенок — круглый отличник. Это хорошо или плохо в дальнейшем для жизни?

Последствия школьного невроза для организма

Опасность невроза заключается в его способности вызывать нарушения в работе жизненно важных функций детского организма, что проявляется в следующем:

Последствия школьного невроза для психики

Проявления школьного невроза бывают не только физического характера, но, нередко, и психологического:

Транзиторные тики

Это непроизвольные действия, которые дети совершают в момент растерянности или при попытке сосредоточиться. В запущенном состоянии тики моторного характера сопровождаются рефлекторными звуками. Причины таких реакций необходимо устанавливать безотлагательно. Ведь спонтанные действия могут свидетельствовать об отклонениях в развитии мозга, наследственных патологиях или чрезмерно высокой школьной нагрузке, что наиболее вероятно. Узнайте, почему ребенок невнимателен, и каковы причины рассеянности?

Если не будет своевременной профилактики, то отклонения могут войти в привычку, развиться в неврозы и навязчивые состояния. По этой причине родители, прежде всего, должны следить за полноценным отдыхом детей. Необходимо, чтобы ежедневный график школьника состоял из последовательности физических и умственных нагрузок со своевременными паузами для отдыха. Узнайте, что делать, если ребенок — перфекционист?

Другие психологические проявления

Наиболее опасным психологическим состоянием в школьном возрасте считается аутоагрессия, которая бывает вызвана неудовлетворенностью результатами своих действий. Это нередко приводит к длительному стрессу, сопровождаемому эмоциональной нестабильностью – слишком бурные реакции на повседневные обязанности чередуются с апатией и безразличием к происходящему.

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка?

Профилактика невроза в школьном возрасте

Основные причины неврозов скрыты в глубине детского сознания и, чаще всего, не очевидны. Совместное времяпровождение, например, активный отдых или общие дела по хозяйству, способствует ненавязчивому общению. Это позволит родителям осторожно выявлять страхи и обиды у ребенка младшего и старшего возраста, чтобы советом, а, возможно, и личным примером, помочь с ними справиться. Таким образом, профилактика невроза будет регулярной и своевременной.

Духовное и нравственное воспитание ребенка: важно ли оно, и как этим заниматься?

Стоит помнить также, что в подростковом возрасте дети склонны к глубоким  переживаниям, и это подчас приводит к ощущению утраты смысла жизни и суицидальным настроениям. Не следует ожидать, что все само собой образуется – помимо профилактики возникновения подобных ситуаций, родители должны уметь своевременно сменить обстановку и темы разговоров, чтобы ребята имели возможность отвлечься от негативных мыслей.

Читайте также: