Содержание
Одной из главных проблем современного мира является чрезмерное загрязнение окружающей среды. Экологический кризис вызван в первую очередь деятельностью людей. Поэтому очень важно привить правильное отношение к природе у ребенка с малых лет. Именно понимание того факта, что человек является частью окружающего мира и должен его беречь, охранять представляет собой экологическое воспитание.
Экологическое воспитание детей и родителей, основная методика
Помимо экологического воспитания со стороны учебных заведений, родителям также очень важно принимать участие в данном процессе. Взрослые служат авторитетом для малышей и поэтому их слова и убеждения окажут сильное воздействие на восприятие экологического вопроса.
Существует несколько комплексных мероприятий для достижения необходимых результатов по привитию уважения к природе у ребенка.
Теоретическое экологическое образование
Теоретическое образование состоит из нескольких пунктов, формирующих у детей и подростков основные знания и представления о природе и мировых проблемах окружающей среды. Оно включает в себя:
- Ознакомительные занятия. Они строятся на изучении биосферы и ее составляющих, ознакомлении с вымирающими видами животных и растений по средствам учебных пособий и дополнительных ресурсов.
- Занятия по обобщению знаний и углубленном изучении вопросов. Представляют собой более подробный анализ проблем экосистемы, выделение наиболее важных моментов из общих знаний и закрепление уже имеющихся понятий.
- Проведение экскурсий. Данный процесс позволяет на наглядном примере показать ученикам природные особенности и ее элементы.
- Праздники экологического характера. Их задачей является развитие положительных эмоций, связанных с экологией.
- Организация повседневного взаимодействия с природой. Состоит из игр, связанных с различными природными материалами, лепки фигур из них, наблюдений за сезонными природными изменениями.
- Труд по улучшению окружающей среды. Работа по уходу за растениями, создание скворечников и иные подобные мероприятию позволят детям и подросткам почувствовать себя значимыми и осознать свою способность делать лучше существующий мир.
- Создание конкурсов поделок из природных ресурсов и участие в олимпиадах по экологии. Окружающий мир содержит в себе различные средства для творческого самовыражения. Креативный экологический проект позволит ученикам проявить себя и ознакомится с возможностями природы.
Методика экологического воспитания. Ее задачи и цели
Существует несколько методик по достижению необходимого уровня экологического воспитания у детей и подростков. Они имеют следующие основные формы: наглядную, практическую и словесную форму.
- Наглядные методы
Наблюдение позволяет организовать активное знакомство школьников и дошкольников с природой, что приводит к лучшему восприятию окружающего мира на реальных примерах. Данный метод подходит как для больших групп учеников, так и для индивидуальных занятий. Помимо прямых экскурсий на природе, можно использовать иллюстрации, картины, фотографии, видео на различные темы экологического воспитания и особенностей экологии в целом.
2. Практические занятия
На данный момент существует несколько практических методик:
- Создания моделей природных процессов и явлений при помощи схем, графиков, таблиц, цепочек.
- Опыты, лабораторные исследования и наблюдение с последующим отчетом. Данный вид познания окружающей среды позволит развить мыслительные и наблюдательные способности школьников и дошкольников. При этом процесс становится интересным и более эффективным.
- Знакомство с природой по средствам игр. Дидактические игры позволят закрепить теоретические знания и поделиться информацией с другими учениками. Игры настолько-печатного типа с различными картинками помогут проверить наблюдательные способности и визуальную память.
Подвижные развлечения, связанные, например, с изображением видов животных, дадут отличную возможность проявить креативность, используя мимику и движения.
3. Словесная методика
Словесный метод заключается в проведении дискуссий и разговоров между преподавателем и учениками, обсуждении важных проблем, предоставлении ответов на интересующие вопросы. В занятие можно включить литературные произведений на экологическую тему или природную тематику, рассказы из собственной жизни или самостоятельное сочинение сказок про окружающую среду.
Ценность экологического воспитания
Большое значение играет привлечение родителей в процесс экологического образования их детей
Ведь именно они показывают пример своим детям. Этот процесс осуществляется по средствам:
- самообразования и развития личной ответственности за мир вокруг себя;
- прохождение периодического анкетирования и опросов, проводимых общественными организациями;
- проведение тематических родительских собраний и конкурсов, направленных на проверку знаний взрослых о природе;
- совместном издании тематических газет и журналов с детьми
- участие родителей в создании поделок и в других творческих мероприятиях вместе с детьми.
Это позволяет улучшить взаимоотношения внутри семьи и лучше развить в ребенке понимание важных и нужных вещей.