Психология

8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

Часто мы, желая детям добра, начинаем многое им запрещать. Запрещаем именно то, что запрещали в детстве нам самим, и даже не задумываемся о причинах. Это происходит от страха за ребёнка или из-за неловкости перед окружающими за его поведение. Иногда мы стыдимся того, что в обществе вовсе не является постыдным – просто нам навязали ошибочные установки.

К чему это ведёт, несложно догадаться. Ребятишки растут замкнутыми, стеснительными, боятся переспросить учителя на уроке, избегают ответов у доски и общения. Иногда такие блоки в поведении переходят из детства во взрослую жизнь и сильно усложняют ее. Когда нам говорят, что нельзя чувствовать и выражать свои чувства, мы не понимаем почему и теряем связь с собой – не можем адекватно реагировать на неожиданные ситуации, не пускаем события глубоко в сердце и от этого не чувствуем вкуса жизни.

В целях безопасности запреты необходимы, но все же существует разумный предел. Перечислим те вещи, которые не стоит или даже нельзя запрещать ребенку.

Плакать от боли

Папы, да и мамы тоже, запрещают своим чадам плакать от боли. Когда они падают, ударяются, мы спешим утешить, стараемся отвлечь, даём конфету и говорим: «Не надо плакать». Мальчиков стыдим за проявление слабости: «Мужчины не плачут».

Если боль не находит выхода, то ребёнок не умеет расслабляться, становится менее эмоциональным и менее чувствительным к чужой боли. Отсюда берет начало детская жестокость и неспособность сочувствовать.

Смеяться

Есть семьи, в которых нельзя проявлять радость. Там говорят: «Если много смеяться, то вскоре придется много плакать». Вот и смеются детишки беззвучно, прикрывая рот рукой. Они теряют способность от души радоваться хорошему и приятному, а вырастая, испытывают подавленность, страшатся выражать положительные эмоции, проявляют излишнюю серьёзность в счастливые моменты.

Нельзя запрещать грустить

Также пагубно на будущем ребёнка может сказаться запрещение грустить. Когда ребёнок потерял важную для него вещь или поссорился с другом, его стараются развлечь, покупают новую игрушку. То есть обесценивают потерю, которую он переживает. В дальнейшем он старается рассмешить коллектив, создавая впечатление беззаботного весельчака, в то время, как у него могут быть неприятности.

Если запрещать грустить, могут сформироваться привычка к отрицанию утраты и убеждение в том, что всё и всех можно легко и быстро заменить. Создается почва для взращивания проблем с системой ценностей.

Задавать вопросы

Многих раздражает, когда ребенок задает много вопросов. В детской психологии даже выделяют «возраст почемучек» 4-5 лет, он предшествует школьному возрасту. Категорически нельзя запрещать задавать вопросы – это снижает познавательный интерес ребёнка. А те, кто затрудняются дать развёрнутый ответ на вопрос, теряет авторитет в глазах собственного сына или дочери.

Злиться

Почему нельзя подавлять злость? Нас очень пугает и огорчает, когда ребенок выражает агрессию – дерется, обзывается, злится, то есть, ведет себя плохо. Но такое поведение не является отклонением от нормы. Агрессия заложена в человеке природой для защиты физических и личных границ. Когда границы ребёнка нарушаются, совершенно естественно реагировать на это агрессией. Если запрещать злиться, это разрушает имеющиеся границы личности ребёнка или вовсе не даёт их выстроить. Поэтому он вырастает беззащитным перед социумом и не умеет отстаивать свои интересы в жизни.

Секреты воспитания мужественности в мальчике узнайте здесь.

Помогать взрослым

Малыши очень любят всё повторять за взрослыми. Часто это выражается в оказании непрошеной помощи с их стороны. Они моют пол носовым платком, когда мама моет пол шваброй. Они хотят стирать в тазу, мыть посуду, готовить, но только мешают этим. И всё же нельзя запрещать попытки неумелой помощи. Организуйте её безопасным образом, и вы получите эффективного помощника в недалеком будущем. Пресекая помощь ребёнка, мы провоцируем беспомощность и несамостоятельность. Если позволять ему помогать, то навыки домашней работы будут освоены раньше и быстрее.

При чём тут родители? Почему мы становимся такими, какие есть, читайте здесь.

Не запрещайте шуметь

Маленькие дети не умеют играть и разговаривать тихо – у дошкольников это характерная черта. Часто в городском транспорте взрослые одергивают детвору за громкие разговоры. Но ведь это – не место для сна и отдыха, поэтому ребёнок не нарушает правила поведения в общественном месте. Другое дело – посещение театра или музея, где громкий разговор может помешать представлению или рассказу экскурсовода. Активные игры ну никак нельзя провести в полном безмолвии, поэтому, если необходима тишина, следует предложить чаду настольную игру.

Не оценив сначала целесообразность своего требования, нельзя запрещать ребенку шуметь. Иначе у него будет развиваться тревожность и неуверенность в себе.

Фантазировать

Подчас ребенка наказывают за фантазирование, как за ложь. Но есть существенная разница между фантазиями и умышленным враньём. Фантазии характерны для дошкольного возраста и, в разумных пределах, не являются патологией. Фантазирование выполняет познавательно-интеллектуальную и защитную функцию, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Ложь – осознанное действие, искажение реальных фактов для избежания наказания или получения выгоды. Важно отличать одно от другого.

Проверьте здесь, знакомы ли вам эти 15 фраз, которые блокируют успех ребенка в будущем.

Запрещение и ограничение чего-либо, безусловно, должно иметь место в воспитании ребенка. Но нельзя тем самым препятствовать его гармоничному развитию и становлению личности. Вспомните, что именно вам запрещали родители в детстве, подумайте, всё ли реально пошло на пользу, какие были положительные и отрицательные последствия. Прежде чем бездумно копировать все те давние воспитательные методы, проанализируйте их целесообразность.

О чём нельзя рассказывать ребенку: 5 запретных тем для разговоров узнайте здесь.